Сел в поезд до Саппоро. Полтора часа ночи. Повернул стоящие впереди сиденья сидулками к себе (в японских поездах, перед тем, как поехать в другую сторону, проводники разворачивают сиденья с помощь педальки, торчащей в сторону прохода). В Саппоро будем в семь утра. Получилось поспать пару-тройку часов.
Из Саппоро — в Вакканай, самый северный город Японии. За окном — практически забайкальская золотая осень, с берёзками, лесами и перелесками. Заметно прохладнее. По сравнению с перенаселённым Хонсю — за окном практически безлюдные пейзжи с коровками. Приехал в полдень, на осмотр города есть четыре часа. Улицы пустынны — воскресенье. На перекрёстках — указатели на русском.
Первым делом — в знаменитый вакканайский «Такечан», лакомиться морепродуктами. В тамбуре на входе в аквариумах шевелится морская живность, в основном крабы. Однако, местная достопримечательность — такосябу (самовар из осьминога). Миска с кипящей водой на маленькой газовой плитке. Бросаешь в воду немного овощей и на несколько секунд опускаешь тонкий ломтик осьминога. Осьминог морщится — не хочет, чтобы его поедали, но не тут-то было — в соус и в рот. Чувствую — маловато будет, заказал ещё сашими.
Пешочком — на гору, в городской парк. Монумент глядит строго на север, выглядит как прицел, прицелившийся на «северные территории». Памятник собакам из первой японской антарктической экспедиции, Таро и Дзиро, которых оставили на полюсе, чтобы не тащить обратно, а они возьми да и выживи:) Висюльки и магнитики с одноимёнными собачками и «прицелом».
Пешочком — ещё выше, до смотровой башни. Напротив электроветряка в кустах пасётся небольшое оленье стадо. Край непуганых олешков.
С горы поглядел, как уходит паром на Сахалин. Подумалось — а до России-то — всего ничего.
Построили смотровую башню к столетию основания Вакканая, покрасили в красный цвет. Обещали прямую видимость Сахалина — обманули, не видно. Ну, может погода подвела. Интересно не это — на первых двух этажах разместился небольшой музей. Небольшая археологическая экспозиция на первом этаже, чучела оленей и медведей, все надписи по-японски. А вот экспозиция на втором этаже трогательно переведена даже не на английский, а на русский — она посвящена острову Карафуто. Побрейтесь — это даже не Курилы, а Сахалин. Старинные фотографии о демаркации границы с Россией по 50-ой параллели. Виды Корсакова и Южно-Сахалинска, правда, с другими названиями. Открыточки всякие. Фотографии монумента жертвам сбитого в 1983-м южнокорейского Боинга (сам монумент — на мысе Соя, в 30 км от Вакканая). Экспозиция фотографий современного Сахалина, почему-то в каждой второй фотке — 200-й крузак с сахалинскими номерами, для контраста, что ли? Согласен, для среднестатистического японца сахалинская расейская действительность с фотографий выглядит как натурная съёмка для игры «Сталкер», только вместо зомбаков — славяне. Но тем не менее, чувства после посещения музея — смешанные, эдакая пресловутая ложечка дёгтя в гигантскую цистерну с мёдом.
Времени осталось только на осмотр симпатичного вакканайского северного портового волнолома, построенного в виде длинной полуарки с колоннами (не хватает архитектурных познаний, вот как блин эта конструкция на самом деле называется). Симпатично, но уже пора двигать назад.
Хотел выложить фотку всех своих билетов, но они странным образом пропали из кармана:)
Бросок на Хоккайдо, как финальный аккорд операции «Ниндзя», завершён. Побывал на всех четырёх основных японских островах — Хонсю, Сикоку, Кюсю и Хоккайдо. Был практически на самом юге страны, побывал и на самом севере. Возвращаюсь в Саппоро, завтра проведу там целый день перед возвращением в Токио.