За три тысячи километров от дома, после недели наматывания километров на колёсики нашего ларгуса, полёживая в уютной кроватке возле освещённого суперлунием озера Белё, пишу эти строки для тех, кому интересно.
К путешествию долго готовились, попутно воюя с грозами, ускоряя тарифы, мастеря самодельную тонировку на рекламных присосках и мучаясь перфекционизмом по поводу вот ещё одной USB-розеточки в багажник:)
Напуганные рассказом проезжего байкера о качестве западномонгольских дорог (типа сам не знал:-)), решили через Ташанту не рисковать, ибо ларгус тонет в песке глубиной пять сантиметров. По слухам, кстати, визы стали снова ставить на границе, надеюсь, что в преддверии их полной отмены.
На одном дыхании долетели до УУ, в очередной раз поразившись, сколько денег и души буряты буднично, а не судорожно под студвесну, вкладывают в красоту своей столицы.
Опенсорсный навигатор Osmand на бесплатных картах OpenStreetMap женским голосом с лёгким акцентом без проблем вывел на ни разу не езженую дорогу к Чивыркуйскому заливу. Три часа суперского асфальта и мы уже раскатываем тент возле Турки.
Может, невыходной день, может — протяжённость этого берега, и уж точно — другой подход к организации массового отдыха в Бурятии сыграли свою роль, и, в отличие от Арахлея, мы за пять минут нашли приличное место с десятиметровым куском пляжа в пяти метрах от машины, равноудалённое от соседей и с туалетом через дорогу. Да ещё и вода удивила температурой не хуже арахлейской! Одним словом, как вы яхту назовёте вы путешествие начнёте — так его и проведёте:-)
На следующий день за пару часов допылили (кусок дороги был без асфальта и кусок — на ремонте) до Усть-Баргузина. Визит-центр заповедника оказался на обеде, так что часок провялились на удивительном усть-баргузинском пляжУ.
Вернувшаяся с обеда работница визит-центра всё рассказала и показала, снабдила картой. К слову, путешествуя на автомобиле всегда полезно иметь бумажную карту. Несмотря на наличие навигатора: окошечко навигатора здорово показывает право-лево, но не показывает общей картины и не развивает географическую грамотность.
Оплатив пребывание (недорого), заехали в нацпарк и разбитой дорогой, заработав микрогрыжу на переднем правом, по перешейку добрались до Монахово. Выехав на пляж, тут же благополучно закопались в песок и через минуту уже были вытолканы весёлыми и расторопными соседями.
Народу в Монахово — тьма. Нам свезло встать в самом конце песчаной косы — лишние люди там не ходили и, главное, не пылили. В соседях оказался неуёмной энергии мужичок среднеазиатской внешности, гоняшийся то за собакой, то за соседскими детьми, и молодая пара, работники иркутского авиазавода. Разговорились за шашлыками про Украину и санкции, те признались, что на ремонте стоит много самолётов, которые нечем починить из-за отсутствия украинских запчастей. Хорошие, спокойные такие ребята.
С экскурсией на Ушканьи острова нас прокатили — к пообещавшему подсадить к группе шкиперу приехало начальство, и он отказался, несмотря на 4 рубля с носа. Забрались на гору посмотреть за Чивыркуйский залив. Покупались. И с утра свалили.
Пообедав на лавочке у Байкала в районе полюбившейся Турки и заклеив в Турунтаево дырку в правом заднем, встали в очередь на переправу через Селенгу. И вроде очередь небольшая, но дорога проходит дальше вдоль берега и туда периодически проезжают машины. Помнил же про новый мост, по которому когда-то ездил в Энхалук, так вот он был впереди, но мы ехать не решились. Промесив грязь ещё километров пять и переправившись через протоку по понтону, встали в более длинную очередь на грузовой паром. Через который, впрочем, благополучно переправились.
Беда подкралась, когда Майя побежала платить за паром на другой стороне. Опёршись на сломанные перила конторы, чтобы посмотреть номер нашего авто, Майя совершила кульбит, разбив колени, ободрав руки, сев джинсами в лужу и чудом не свернув шею.
Под вечер добрались до Утулика. Помылись в бане, поужинали в приветливой компании майиных родственников. Наутро, взяв на борт контрабандного клубничного варенья, полетели в сторону Красноярска, попутно обзаведясь карточкой «Роснефти», радуясь дешёвому бензину и зарабатывая бонусы.