Боробудур. Впервые прочитал о нём в «Пляже». Храм как храм. Но — самый большой в буддийском мире. В принципе впечатляет. Но вот подняться и посмотреть на окрестности с самого храма — не получилось. Пару месяцев назад заработал находящийся поблизости вулкан Мерапи и засыпал весь Боробудур толстым слоем пепла, попутно убив триста человек. Храм закрыт на очистку от пепла. Работа, как нам показалось, идёт довольно вяло.
Немножко смазанное впечатление от закрытого Боробудура было приятно разбавлено гидом с явным ботаническим уклоном — мы узнали всё о практически всех окрестных деревьях и растениях. Увидели, как растёт гвоздика, которая у местных идёт на курево. 90% сигарет, выкуриваемых в Индонезии содержат не табак, а так называемый кретек — смесь из листьев гвоздики (clove) и небольшого количества табака.
Узнали, почему вокруг такие странные пальмы — оказывается, ветки им обломал вулканический пепел. Увидели фрукт, который местные используют для ничего. Реально, гид так и сказал — We use this fruit for nothing. Прикольно — теперь, чтобы попинать балду, нам придётся покупать билет в Индонезию, покупать этот фрукт и… ффффуууу, наконец-то начинать пинать балду:) А раньше — надо было брать ящик алкоголя, созывать лихих друзей, и пинать балду коллективно.
На выходе к машине были традиционно атакованы народнопромысловыми пушерами. Юля пыталась сторговать какой-то медный колокольчик в форме ступы. Цена плавно упала с 200 тыс. рупий до 100, но мы уже хотели 70. Пушер реально обиделся, ведь ему «пришлось» топать за нами целых четыреста метров. Одолели они уже.
Прамбанан, в отличие от Боробудура, открыт — закрыта на реконструкцию всего пара башенок. Тоже — храм как храм.
Вернулись в хостел и пошли бродить по городу. Набродились до покупки дорогостоящих традиционных балийских кукол театра теней из буйволиной кожи. Прошлись по площади, полной, как ни странно, двойных, тройных и даже четверных великов, хотя на ходу не видно было ни одного.
Пару раз катнулись на велорикше, почувствовали себя белыми людьми:) Джокьякарта вообще более туристична, чем безлико-официально-трущобная Джакарта. Куча иностранцев, приятные кафешки, недорогое жильё.