В Швейцарии — уютно и дорого. Коек в хостеле дешевле 1200 рублей — не бывает. Объявление на стене гласило о скидках на завтрак в близлежащем ресторане: за каких-то 20 франков — два круассана, чашка кофе и стакан сока. Даром, что и говорить.
Берн — тихая и небольшая столица Швейцарии. Обошли город, забежали на традиционную башню традиционного собора, сфотографировались напротив традиционных часов традиционной ратуши. Купили по швейцарскому ножичку (что тут действительно дёшево — так это ножи).
Посетили музей Энштейна. Считается, что именно в Берне, проживая в крохотной квартирке с молодой женой и ребёнком, Энштейн изобрёл знаменитую формулу «е-равно-мц-квадрат».
Великий ум, что и говорить. Почитайте Стивена Хокинга и поймёте, что старикан реально рассчитал путь, по которому наука идёт до сих пор. Ах да, и после бозона Хиггса вроде как даже сворачивать передумала:-)
Купили дорогостоящие билеты до Лихтенштейна. Автомат-зараза не подсказал, что ребёнку можно купить годовой (!) проездной всего за 30 франков. Поутру, затарившись парой пачек кофе Movenpick, выехали в Цюрих.
Купив пару бутербродов с сосисками за 25 евро (!) и скинув чемодан в камеру хранения, побежали глянуть на озеро Цюрих, единственное, что нас в Цюрихе интересовало. Ещё там купаются, но вроде как холодно, да и времени до поезда — всего час. Озеро как озеро. Вернувшись, поглазели на выставку новых Volvo. Утверждают, что они (Volvo) сделали первый в мире дизельный plug-in гибрид. Plug-in, как я понял — это можно воткнуть в розетку, когда приехал домой.
Из Цюриха выехали в Сарганс, город на границе с Лихтенштейном. Оттуда сели на автобус и всего через две остановки приехали в Лихтенштейн. Чувства, что куда-то вот прямо ПРИЕХАЛ — нет. Лихтенштейн не является членом Евросоюза и сильно попахивает свежим навозом. Вся долина на границе со Швейцарией — полюшко-поле с коровами. Вокруг — Альпы. Валюта — швейцарские франки, длина — 15 км, ширина — 5.
Самое удивительное — как и на чём зарабатывает это крошечное государство размером меньше Читы: не видно ни одного завода, ни одного небоскрёба, но тем не менее соседи из Австрии и Швейцарии, стран не бедных, ездят по утрам на автобусе на заработки в Лихтенштейн, а живут у себя. Чудеса да и только.
Слегка обманувшись размерами страны, решили до хостела пойти пешком. В итоге шагали не меньше часа, петляя по полям и уворачиваясь от любопытных коров. Пустынный хостел предложил шестикоечную комнату для нас двоих, детскую площадку, шикарный завтрак и кафе с шаурмой через дорогу.
С утра дошли пешком до столицы, города Вадуц. Погуляли по парку, попробовали забраться в замок на горе, но оказалось, что там живёт и правит страной Ханс-Адам II, князь фон унд цу Лихтенштейн, герцог Троппау и Егерндорф, граф Ритберг. Мощное имя для страны площадью 160 кв. км:) Не найдя ничего особо интересного, поподтягивались и поотжимались о детскую площадку, съели по шаурме и выдвинулись в сторону Италии.
Проделали обратный путь на электричке и на поезде до Цюриха, будь он неладен. Там пересели на скорый до Милана и покатились мимо озёр Цюриха, а потом Лугано — на юг. В Милане пересели на поезд до Турина и поздним вечером уже катили чемодан по гулким мостовым в поисках гостиницы.
Турин — автостолица Италии, красивый, негромкий и нешумный город. А ещё тут хранится знаменитая Туринская плащаница. Оригинал, правда, демонстрируют раз лет в десять, но на копию посмотрели. Попали на фестиваль мороженого на главной площади, купили по билету и менялись, попробовав по 10 сортов. Местная молодёжь в это время занималась тем, что с визгом пробегала сквозь бьющий из земли фонтан или толкала в него незадачливых прохожих.
Вечером заказали через интернет машину напрокат. Оказалось, что чтобы сдать машину в другом городе, лучше всего брать в аэропорту, и сдавать тоже в аэропорту. Так и поступили. Сумма за аренду в итоге выросла почти в два раза — обросла всякой фигнёй типа оплаты за полный бак, one-way fee и оплаты за навигатор. Взять навигатор, как показало последующее путешествие, оказалось весьма верным решением. P.S.: Пресловутые «международные» права никто не спросил.
Забрались в новенький, с пробегом чуть больше 2 тысяч, вкусно пахнущий Fiat 500 и понеслись в направлении Лазурного берега. За один день прошарашили по маршруту Турин-Ницца-Монако-Генуя. Отдельное слово про европейские дороги. Из всех пресловутых европейских «ценностей» только одна, пожалуй, достойна подражания — дороги. И, как назло, именно этой ценностью наше государство упорно манкирует. Гладкие, как яичко, автобаны с тремя полосами в каждую сторону, отделёнными от встречного направления. Нету тебе ни пешеходных переходов, ни деревень, ни коров, переходящих дорогу в неположенном месте. Лимит, который далеко не все соблюдают — 130 км/ч. Иногда скорость ограничивают до 110 или 90 км/ч — впереди крутой поворот, не более того. Понятно, что всё это великолепие — платное: за неделю отдали никак не меньше 100 евро.
Понравилась тесноватая Ницца.
Монако тоже понравилось, особенно спускающиеся к морю горы и Музей океанографии с аквариумом, основанный самим Кусто. Поглазели на знаменитые казино с припаркованными рядом белоснежными Maserati с московскими номерами (пацаны отдыхают, чо).
Когда ехали от Монако до Генуи — ошалели от количества туннелей, было их не меньше двухста, однако. Добрались поздно, но, тем не менее, успел найти компанию из американцев и огромной бутыли местного вина.
С утра, не особо выспавшись, метеором пронеслись по Генуе. Запомнилась набережная со старинным кораблём, уютные площади и дом, где родился Колумб. Поговаривают, что вряд ли он родился именно тут, но с историей всегда так, практически везде — новодел, даже в «старушке» Европе.
В Милане заселились в хостел и поехали в аэропорт встречать мою бразильскую визави. Только для того, чтобы понять, что прилетает она завтра:) Никогда не устраивайте вечеринок перед важными событиями. Например, перед тем, как «проводить Павлика». Вернулись в хостел, спросили у хозяев про ближайший парк и через полчаса уже наслаждались первым за всю поездку настоящим турником и забегами в горку.