Скандинавия-2019

Перед вами — отредактированные и собранные в кучу заметки о путешествии по Скандинавии из сервиса Polarsteps, который я не устаю рекомендовать. Получился какой-то уберлонгрид, не обессудьте.

Добраться до писанины смог только в эру коронавируса. Типа «нет худа без добра», мда. Офис ушёл на удалёнку, сижу вот, врастаю в уютное шведское кресло.

—На низком старте!

Ошалев от двухнедельного ремонта квартиры собрался в дальнюю дорогу. Техника — обслужена, слегка подтюнена и в целом готова. Багаж собран. Впереди — Скандинавия, вернее, две страны, в которых пока не бывал.

Мопед бодро глотает километры румбом на Великие Луки, а я всё пытаюсь взглянуть на вот это всё со стороны. Ни дать ни взять — Дон Кихот на Персивале. В картине не хватает только Санчо Пансы и нормального имени для коня. Где-то под Луками родилось имя…

Te nombro El Verdadero. Я нарекаю тебя Настоящий.

Latvia — Rīga, Rundāles pils, Jūrmalā

—Riga, Latvia

Не успел на паром, не хватило каких-то 20 минут: сказалась задержка в Луках в страховой, надо было выправить гринкарту. К слову, около границы будок с надписью «гринкарта» насчитал штук десять, это так, на будущее. Решил не унывать. Заодно схожу в Домский собор отмолить грехи.

Господи, прости меня, ибо я пессимист, циник и трезвенник!

Рига всё та же, подходят пароли от вайфаев и коды от дверей хостелов (как, интересно, они борются с терроризмом без идентификации пользоваталей?). Молодёжь всё так же увлечённо курит коноплю на скрытой от посторонних глаз парковочке, где отдыхает мой El Verdadero. Пабло всё так же строчит пожаробезопасные строчки в Polarsteps.

Где-то в такой далёкой и такой близкой Лиепайе на пляже пьют третий апероль две замечательные читинские харлеистки, но — мой путь лежит в страну Астрид Линдгрен и Аббы. Это как в конце «Гладиатора» чувак закапывает в песок арены фигурки и говорит «встречусь с вами, Наташа и Оля, но не сейчас, не сейчас».

Ещё раз убедился, что Прибалтика по части ощущений «це Европа» легко даст фору Брюгге с Гаагой — вглядитесь в эти сумрачные узкие улочки. Тут… а хорошо тут.

Приходить в себя после большого макдаковского flat white — бесценно. Для всего остального есть изрядно похудевший мастеркард и неизбывная тяга к дорогам.

—Rundales, Latvia

Паром вечером, билет куплен, надо куда-то прокатиться. Путём тыканья пальцем в гугл и несложных прикидок вырисовывается треугольник из дворца курляндского герцога Бирона (Рундальский дворец), Юрмалы (ноги помочить), макдака (поужинать) и причала Рига Пасажеру (сесть на паром). Это квадрат вроде, не треугольник. Но с очень кривыми сторонами.

Короче, плевать на стороны квадратов. Несусь во дворец. Когда ветер в спину — выжимается вполне приличная сотня кмч. Кожанка с ботинками надёжно и, надеюсь, надолго уложена в багаж. Вокруг — жаркое лето. Температуру воздуха мне показывает датчик температуры в переднем колесе (hail Aliexpress), именно в переднем — заднее нагревается от вариатора. Надеюсь, нигде на камеру не попал.

Дворец вполне роскошный, даже по меркам какого-нибудь Версаля. Архитектор Растрелли, тот самый, спроектировал. Итальянцы же и украшали. Не супер-мощно, но мощно. А ещё вот как осенило, после двадцатого примерно дворца: спальни у короля и королевы всегда раздельные, а кровати — всегда двуспальные. Ну, может, привыкли люди широко спать, уж не знаю. Но, скорее всего, нравы у них были o-là-là.

Шикарный сад, охотничьи угодья. Умеют некоторые роскошно жить.

—Jūrmala, Latvia

Юрмала — это длинный мелководный песчаный пляж недалеко от Риги. Вроде же ещё какой-то фестиваль тут был когда-то. Почему-то в голове всплывает Раймонд Паулс, не к ночи будь помянут, хотя, может, он вообще румын.

Каждый раз честно собираюсь достать новенькие шорты и хорошенько купнуться. И каждый раз мочу ноги и убираюсь восвояси. Любви к бичбамингу и не было особо, а сейчас куда-то вообще пропала.

—Паром Riga — Stockholm

С паромом «Романтика» (- Коля, скажи, а ты — романтик?) повезло. Всего за 10 рублей — номер с окном на одного (просто повезло скорее всего, кроватей две стояло), перевозка мопеда и шикарный завтрак. Ходу до Стокгольма — 18 часов.

Поглазел с народом на отплытие и, уже ближе к Стокгольму — на заход в порт. Делать, как и всегда в морях, мягко говоря нечего, поэтому заглянул в дьюти-фри, а потом в основном давил матрас в каюте.

Привет, Швеция, страна #121!

Sweden — Stockholm

—Stockholm, Sweden. День 1

Стокгольм — это королевский дворец, площадь Сторхоген со зданием шведской академии наук, где выдают Нобеля, мощное здание риксдага (рейхстага?), променад, где пару лет назад был теракт с грузовиком.

А ещё — маленькое привидение из Вазастана (район Стокгольма, я там жил), пробежка вокруг острова Кунгхольмен и встреча со шведкой из Рио семилетней давности.

Парковать мотики в Стокгольме, чтобы бесплатно (и то не уверен) можно только на парковках с надписью MC. Ставил на сигналку и привязывал цепь на колесо — а чо я, местные тоже так делают, хотя зачем — непонятно. Местные паркуются на велопарковках и прячут номера в бокс, чтобы полиция не скрутила.

Уже ночью добрался до Музея фотографии Fotografiska (ах, как все названия отдают ИКЕА), а там совершенно случайно попал на выставку работ Джеймса Нахтвея. Дядька просто глыба в мире военной фотографии. Война, голод, геноцид. Как сохранил (и сохранил ли) психику — не понятно. Есть про него фильм War Photographer.

—Stockholm, Sweden. День 2

Обошел все музеи, до которых смог дотянуться. Жарища второй день, настоящее лето, хожу в шортах.

Знаковые музеи — Vasa и, конечно, музей ABBA. Vasa — затонувший, поднятый из моря и отлично сохранившийся старинный парусник. ABBA — ну мы ж на ней выросли, они просто супер. Красиво у шведов, что и говорить. Чистые общественные туалеты, каждой второй едет на арендованном электросамокате и т.д. А ещё — куча иммигрантов, всех цветов радуги. Я с этим живу, в отличие от некоторых, вполне себе спокойно, просто вроде говорили, что не едут в Скандинавию из-за климата, так вот всё враки.

Со шведкой знакомой встретился, прям флэшбэк из Рио-2012. Работает в IT, повзрослела. Посмотрели на Вазастан с холма, прогулялись по Вазагатан, съели по мороженому, проводил до дому, вручил бутылку чилийского из паромного дьюти-фри. А потом съел Beyond Burger в модной кафешке, это такой заменитель мяса из гороха, вроде пережил нормально.

Гулять по городу здорово помогает приложуха IZI Travel, после Polarsteps — это второй праздник, который в путешествиях всегда с вами: воткнул в ухо наушник и экскурсовод начитывает экскурсию прямо в мозг. Завтра c утреца пробегусь и стартую в Норвегию. Мопед узду рвал из рук просится в дорогу.

—Stockholm, Sweden. День 3

Открытие этого путешествия — формат «runseeing», это, стало быть, когда исследуешь местность и достопримечательности на бегу. Мы нынче с Д. Забайкальским бежим марафон во Владике, поэтому надо быть в форме.

Поэтому спозаранку обежал по периметру остров Кунгсхольмен. Очень понравилось. В отличном расположении духа прикрутил к мопеду баульчики и был таков.

Stockholm to Trondheim

—Stockholm, Sweden to Trondheim, Norway

По утру стартовал. Жара ушла, поэтому чем севернее, тем больше на себя надеваю. Постепенно привыкаю к свисту ветра в ушах, к укладке багажа, расходу топлива и одежде.

Иной раз, крутя газ, кажется, что, совершив круг Сансары вокруг много чего двухколёсного, шведские просторы на мопеде бороздит не циничный донельзя дядька на пятом десятке, а тот восторженный пацан с горящими глазами, впервые севший на свои первые «карпаты». With two wheels you someday get back to the basics.

По пути на север заехал в дворец (отель?) Rosenbergs недалеко от Стокгольма и, конечно же, в Уппсалу, поглазеть на собор. Дворец оказался каким-то глупым.

А вот собор глупым не показался.

В Сундсвалле перекусил в KFC и поехал на запад, в сторону Норвегии. Лето постепенно кончилось совсем, еду в поисках места под ночлег, пользуясь картой в Osmand. Постепенно оставил попытки найти что-то цивильное. Проскочил отворот на лесовозную дорогу, тормознул и вернулся. Недалеко от дороги между деревьев — куча аккуратных полянок. Ставлю палатку, зря тащил что ли.

Комарья — ужас просто, каску не снимал, пока палатку не поставил. Палаточка, кстати, новенькая, которая Fresh&Black — огонь! Внутри темнотища, легко ставится, компактная, можно втиснуться вдвоём при желании. Короче, рекомендую. Единственный минус, который типа плюс — это то, что она Black: если что-то обронил, фонаря для поисков иногда даже не хватает:-)

А вот спать в 5 градусов в тонком спальнике на +15 — крайне не рекомендую. Напялил на себя ВСЁ, что было. Казалось, что вообще не спал. Но альпинистский опыт гласит, что если глаза были закрыты — значит спал.

Поутру выкатился, холодрыга, хорошо, что более-менее подготовлен. На подвернувшейся стоянке аккуратно поменял масло в редукторе (чёрное, зараза), а в подвернувшемся макдаке душевно позавтракал. Норвегия, жди!

—Road to Norway

Весь день поливает дождик, одеваю-снимаю дождевик и дождевые варежки. Трафика здесь заметно меньше — северная дорога идёт не в Осло, а в Тронхейм. Дождевые варежки, кстати, дерьмо — вода на ходу завихряется, попадает внутрь рукава и затекает в локоть. Бррр, но пока терпимо.

Проехал границу, Норвегия, страна #122, ура! Понял, что дождевик давно не снимаю, и вообще одет, как отступающий француз. В Норвегии — зима!

Norway — Trondheim

—Trondheim, Norway

Тронхейм сразу как-то к себе располагает. Или даже Норвегия располагает, пока не понял. Всё очень аутентично, покажи мне эти фото через триста лет, скажу — пьют и воруют Норвегия.

Сразу бросается в глаза концентрация автомобилей Tesla (тесел, теслов) на душу норвежского населения. Теслы-такси даже есть. А ещё — куча электрических бэшек, хундаев и прочих е-тронов. Видно, мощно субсидируется эта тема, опять же бензин не дёшев. Вот так из страны, доедающей хрен с небольшим количеством соли и большим количеством трески, норвеги превратились в страну тесел (теслы, теслов). А мы… превратились…

Везде чисто. И холодно.

Сходил в Нидаросский собор, этакий аналог барселонской Саграда Фамилиа в плане реконструкции, растянувшейся на века. Красиво. Ещё заглянул в морской музей.

В хостеле в соседях оказался придурковатый вечнопьяный ливиец, учащийся почему-то в Швейцарии (врёт?), и немец-мотоциклист, едущий с Нордкапа на юг. Очень разговорчивый, выпытал из него всё, что можно, а самое главное — рацион питания.

Не секрет, что Норвегия — страна дико дорогая. Средний поход в макдак — 700 рублей. Немец шесть недель прорывается на хитром рационе, состоящем из макрели в томате Rema 1000, хлеба с соусом Heinz, крекеров Bixit (строго в бело-голубой пачке), кофе мокка в тетрапаках, норвежского печенья lefse, бананов и воды из-под крана. Буду пробовать, на вид неплохо. По деньгам выходит 1000 рублей на пару дней.

Подумал про Нордкап, но потом отложил на потом. Крюк в 3 тыщи нынче явно лишний, хотя сомнений в реальности этой затеи нет никаких. Спальник бы потолще да таблетки от квадратной ж@пы.

Norway — Atlantic Road

—Atlantic Road — Askevagen — Vestnes, Norway

Норвеги утверждают, что Атлантическая Дорога проложена в самых суровых условиях на планете. Кренясь под североморскими ветрами, склонен этому поверить.

Немца недавно штрафанули за превышение скорости на 400 евро, говорит, что второе превышение обойдётся уже в 2000. Вот почему он спокойно плетётся за моим El Verdadero, а иногда El Verdadero спокойно плетётся за ним. Довольно часто нас как стоячих обгоняют более беспокойные хлопцы на Harley или BMW. Надо отметить, что других марок для мотодальнобоя в этой части света не наблюдается. Ну разве что редкая Голда мелькнёт иной раз.

А вообще у норвегов в городах — 50, а за городом — 80 км/ч. И довольно строго. И после ввода таких ограничений у них автосмертность практически на нет сошла, я статью где-то читал. Есть пара федералок, где можно 110, но их пара штук на всю страну.

Постепенно привык к обязательным приветствиям мотобратьев встречных байкеров и теперь всегда вверх поднимаю кулак аккуратно отрываю от руля левую руку. Затягивает!

Аскеваген — тупичок, разрекламированный на VisitNorway. Яркий пример, как из ржавой железяки и куска плексигласа умные люди делают достопримечательность. Поймали фантастический закат.

Забыл сказать, что в это время года на Нордкапе солнце вообще не заходит (туда едут люди специально Midsommar посмотреть), а в этих широтах — заходит, но потом, после трёхчасового рассвета, опять выходит (видеть бы мне дома в белых ночей завесе).

Воспользовались белой ночью для космических фотографий фьорда. Странное чувство, когда в полтора часа ночи тебе для езды не нужен свет.

Пожалуй, Норвегия — первая страна, где я после долгого перерыва жалею о заброшенной на полку зеркалочке. Тут было бы раздолье для пощёлкать. Немец, кстати, увешан фототехникой килограммов на восемь. Я же скромно снимаю на Mi A1 и в принципе доволен, вот только использовать его ещё и как навигатор — это каждый раз выковыривать телефон из гермочехла. Чёртова ошибка, изрядно поматерился по этому поводу.

Под ночёвку выбрали аккуратное место недалеко от трассы. Пробую свой новый, пока непривычный, рацион. А что — вполне. Если от отечественных консервов в томате изжога у меня со студенчества, то тут — всё норм.

Надо отметить, что в Норвегии и Швеции в принципе можно ставить палатку вообще где хочешь, но не ближе пары сотен метров до жилья. Очень удобно и справедливо, хотя есть и ещё какие-то ограничения, главное из которых — здравый смысл.

Немцу — 25, за завтраком рассказываю истории из своих немногочисленных взаимоотношений с женским полом. Не верит, дурачок, хохочет. Эх, я ж тоже когда-то хохотал:-)

Norway — Trollstigen, Geiranger, Dalsnibba

—Trollstigen, Norway

На заправке в Andalsnes обнаружил недетский люфт в рулевой колонке. Кинулся по-быстрому разбирать, попутно оторвав нафиг зарядку с вольметром, а собирая пластик обратно — ещё и вырвав провода из сигналки. Пришлось, матерясь, разбирать обратно и отключать сигналку. Говнотюнинг такой говнотюнинг.

Надо отдать немцу должное. Пока я пытался где-то изыскать ключ на 32 (ну не повезёшь же с собой такую дуру), он с помощью длинной отвёртки и молотка от палатки таки затянул обе гайки. Механик с дипломом и руки прямые. То ли zhongguo zhizao, то ли что-то не так делаю, но вот раз в полторы-две тысячи раскручивается. Гайка на 45 законтрогаена гайкой на 32, плюс загнуты усы на контрошайбе. Может, конусные подшипники место себе постепенно протирают. Может, руки кривые 🙂

Одна из главных достопримечательностей западной Норвегии, Лестница Троллей. Весьма узкая дорога, автобусы как-то договариваются, чтобы не разъезжаться посреди горы. Снизу пофотографировали, пока ехали наверх — спустился густой туман. Побродили среди туристических толп и двинули дальше.

—Eidsvatnet, Norway

Норвегия — она такая. Глаз настолько часто ловит красоту для фотоснимка, что езда превращается в сплошные остановки.

Вот, например, просто озеро по пути в Гейрангер.

—Geiranger, Norway

Официально заявляю, страна фьордов и троллей между Тронхеймом и Бергеном — основная норвежская достопримечательность. Казалось, не уеду никогда. Холодрыга, градусов 5, промёрзлые длиннющие туннели, иногда туман с видимостью метра два.

Виды поражают воображение. Почувствовать себя песчинкой на фоне могучих фьордов до неба — это Гейрангер с окрестностями.

Кстати, поначалу казалось, что снег на спутниковых картах в поларстепс — это просто зимой снимали. Нифига! Наверху обочины завалены сугробами в рост человека. Холодрыга — ужас. Еду и мечтаю о пятисотрублёвом подогреве ручек, о забытой дома поддёвке от кожанки, о нормальном дождевике и перчатках.

Сделали с немцем памятное фото с профессионального штатива, который за всю дорогу до Нордкапа и обратно он поюзал, как водится, два раза. А потом он типа «тадаааам» и извлёк из сумки фотопринтер и выкатил мне фоточку.

Всё было супер, пока на спуске на фотоостановке у немца не упал мотак. Отломило поворотник, погнуло руль и раскололо батарейную ручку на одной из его беззеркалок Fujifilm. И почему-то мне кажется, что он на меня за это падение приобиделся. Короче, через пару часов разъехались, он — в Осло, я — в Берген.

—Stranda, Norway

Ещё одно озеро. Люди-песчинки на фоне вечных снегов. Песчинка. кстати — немец, вот после этой фотки и разъехались.

—Dalsnibba, Norway

Озеро со льдом, не растаявшим в конце июня. Это Норвегия, детка!

К этому моменту донельзя промёрз в тоннелях и туманах. Посмотрев на озеро — замёрз в душе, как Кай из «Снежной королевы».

—Ночёвка близ Forde, Norway

Постепенно привыкаю к палаточной жизни. В этой поездке в смысле. В целом «привыкать к палаткам» — это, конечно же, не про нас, ибо привычка выработана годами.

Отдельное спасибо компании Decathlon за чудесную палатку за сущие копейки. Fresh&Black. Рекомендую. И огромное спасибо Норвегии за то, что тут всем плевать на твою палатку и твои котомки.

—Паром Lavik — Oppedal, Norway

Паромы в Норвегии — отдельная тема. Вот смотришь по навигатору — до следующего города четыре часа и думаешь — что-то долго даже с учётом ограничения скорости. Потом едешь, стоит указатель «Осло — налево», и этот поворот просто приводит к морю. Прямо вот была дорога и хлоп — берег моря. А потом причаливает паром и ты, как мотоциклист, вне очереди на него заезжаешь. А потом грядка харлеистов-бээмвэшников расспрашивает правда ли я на этой фигне прямо из России приехал в России все байкеры такие крутые, или только один я.

Norway — Bergen

—Bergen, Norway

Берген очень понравился. Я ещё стал же фанатом runseeing. Это когда ты смотришь город на бегу в прямом смысле слова. Совмещаешь приятное с полезным. Чисто здесь до невозможности. Порт полон спасательных судов, норвеги в спасении на водах — большие спецы. Ещё грузовики с оборудованием для концерта каких-то рокеров, спросил да забыл.

Съездил на гору на фуникулёре, обратно спустился пешком, разглядывая подтянутых бегунов и бегуний, бегущих вверх. Нифига так-то тренировка, я пешком минут 40 спускался, примерно как на Высокогорье забежать.

За заправке втихаря поменял масло. Почему втихаря — чисто тут везде, да и не знаю, можно ли вообще самому и с проливанием отработки на пол. Как мог затёр следы салфетками, коих тут в изобилии торчит из каждой колонки.

Починил сломанную при затяжке рулевой колонки подрулевую зарядку с вольтметром. Просчитался, конечно, с размещением тюнинга своего доморощенного, вернее, с длинной проводов. Ну да переделаю.

Norway — Stavanger

—Stavanger, Norway

Ставангер похож на Берген всем, кроме -==офигенского==- Музея нефти. Ребята, проторчал там часа два, всё облазив. История, геология, судостроительство (не путать с судопроизводством) и просто куча всамделишных буров, коронок, глубоководных аппаратов, трёхболтовок, аквалангов и т.д. Есть даже кусок рубки с буровой платформы.

Повезло Норвегии с нефтью. «Нефтяная игла», ребята, это когда управление плохое. Два английских слова, наиточнейшим образом описывающие многолетнюю ситуацию в Рассее — это bad management. А в Норвегии, очевидно, good management. Разница — в одном слове, но какая!

До Музея консервов добрался, но как попасть внутрь — не понял.

—Kristiansand, Norway

Кристиансанн посетил ради заправки, фотки собора и макфлу(а)рри в макдаке.

Norway — Arendal

—Ночёвка и SUP на Hove strand, Norway

Ночевал сегодня недалеко от Арендаля. Нашёл на карте OSM символ «палатка» на берегу моря и приехал.

За шлагбаумом — официальный платный кемпинг с туалетами и кафе. Лес вокруг — и за шлагбаумом, и до него, и вообще везде. За шлагбаумом не пошёл, пошёл по тропинке и аккуратно поставил палаточку в лесу в паре метров от тропы и в десяти от моря.

Можно проехать три тыщи вёрст, поставить ночью палатку в норвежском лесу (norwegian wood), и обязательно случится так, что мудила, ходящий вокруг палатки и бубнящий полчаса в телефон, окажется русскоязычным 😂 Эскалировать не стал, так как не особо он мне и мешал.

Кстати, в палатке нет конденсата поутру, если вечером двумя колышками оттянуть боковые стенки. Вентиляция у неё иначе не работает.

По утру проснулся под скрип кроссовок бегунов. Думал пробежаться, а потом обнаружил прокат СУПов, чем и воспользовался незамедлительно.

Доска Starboard, тонковатая для моих габаритов, но окончательно понял, что она спустила, только тогда, когда чуть не навернулся в воду на волнах. Вернулся на берег, надули доску, но тут уже ветер и волна не дали как следует погрести. Всё равно красота!

—Паром Sandefjord, Norway — Strömstad, Sweden

В очереди на паром за мной стоял мужичок на новеньком скутере Honda SH 300i. Это продолжение линейки SH с моторами 125 и 150 (как у меня) кубов. Очень нарядный. В таких же габаритах — 27 лошадей и максималка в 150 км/ч.

Народ наворачивал круги по дьютикам и скупал бухлище коробками, а я прилёг на диванчик, да так, что чуть не проспал прибытие.

Sweden — Gothenburg

—Gothenburg, Sweden

Гётеборг — оттуда был отец Малыша из «Карлсона». Информации о городе, согласен, не густо:-) Приятный город, где я: зашёл в салон Tesla и посидел в Model 3; посетил художественный музей; купил для mon petite fille пару футболок в H&M; впервые за всё путешествие заплатил за парковку.

По поводу Tesla. Мы, ребята, все без исключения ездим на корытах, сжигающих пердячий пар динозавров. А будущее — вот оно. Я так понимаю, западный мир постепенно подходит к рубежу, за которым если не на батарейках — то хоть за́пор, хоть панамера — не круто. Согласен, что тему ещё обсуждать и обсуждать, но с точки зрения потребителя всё будет именно так. И Маск создаёт (создал уже) аналог iPhone среди электрокаров — похожего полно, а Tesla — одна.

На Швецию у меня есть пара-тройка планов. Один из них — купить в деревню приличные буры для перфика. Поэтому по пути в Осло заезжаю в огромный Bauhaus и покупаю мою прелесть.

—Ночёвка недалеко от Oslo, Norway

Встал лагерем буквально в 10 км от Осло. Вечер воскресенья, публика с пляжа постепенно рассосалась, и у меня опять море с прибоем сквозь дверную сеточку.

Понятно, не обошлось без компании, шумевшей полночи. Утром перебросился пару слов с хозяином автодома, ночевавшим неподалёку, тот рассказал, что толпа народу снимала какой-то фэшн-хрешн на камнях и галдели по полной.

Пока не забыл. По всей Скандинавии на заправках можно заправиться, не подходя к кассиру. Сунул кредитку прямо в колонку и заправился. Есть даже заправки с подписью Automat, где и обслуги-то нету. Но я не про это. Я про то, как можно заправиться до полного бака, оплатив кредиткой? Ага! А вот как. Вставляешь кредитку, вводишь пин-код, забираешь кредитку. На карте авторизуется сумма литров за 50. После заправки авторизация отменяется и снимается уже оплата за фактические литры. Причём смсок приходит две, а в банк-клиенте операция одна. Хитро́! Не, у нас тоже до полного картой можно, но чтобы совсем никого на заправке не было — увольте, не для Рассеюшки. У нас будет, как у Салтыкова-Щедрина, где «дядя Софрон мимо шёл, да стакан керосину и тот выпил». А на Тринидаде, помню, заправлялся таким образом бесплатно — деньги так и не сняли.

Norway — Oslo

—Oslo, Norway. Kon-Tiki, Fram and Maritim

Знаковое место Норвегии и кульминация моего нынешнего путешестви. Музейный остров с тремя музеями, два из которых — просто бомба: Kon-Tiki и Fram. Не зря El Verdadero глотал километры.

В далёком 1947-м пять отчаянных и просто сумасшедших в клиническом смысле слова норвежцев, построив плот из бальзы по чертежам с наскальных рисунков, отправились из Южной Америки в Полинезию. Сейчас Конюхов регулярно гребёт от континента к континенту, он неимоверно крут, но он не сумасшедший, вы же видели его лодку?

А эти ребята были как бы на всю голову. И доплыли! На плоту!

В музее можно посмотреть и тайком потрогать Кон-Тики и второй Ра. На Ра I (потонул), Ра II (доплыл таки до Барбадоса) и Тигрисе (сожжён в знак протеста против мирового милитаризма) бессменным врачом был наш знаменитый Сенкевич.

Фрам — это самый крепкий деревянный корабль в мире, специально спроектированный для плавания в высоких широтах с исследовательскими целями. Вспомните — это ж то, от чего с детства мурашки: поиски Северо-Западного прохода, гибель кучи экспедиций, в том числе нашей «Святой Марии» из «Двух капитанов» и дирижабля Нобеля, антарктическая гонка Амундсена и Скотта и многое другое. Всё это — здесь на стенах. Вся непростая и порой трагическая история полярных открытий.

В двух залах — собственно сам Fram и более старый Gjoa. Обязательно к посещению. Планируйте часа по три на каждый музей.

Не зря! Нет слов. This is why we travel…

—Oslo, Norway. Kari

Обожаю бывать в гостях у своих альпинистов-однокомандников. Но Кари — особый случай. С ней мы занимались переноской тяжестей на расстояние дважды — на Аконкагуа и на Ленина. А ещё она — первое лицо норвежской национальности, поднявшееся на Броуд Пик. Непростая тётка. The Strongest Norwegian 👍

Прогулялись по Осло и поели тапас в модном ресторане. Обсудили планы.

На следующий день по утру пробежались по её ежедневному маршруту. Потом весь день давил диван. Завтра — длинные 550 км до Стокгольма.

—IKEA Stockholm Barkarby

В этот день Скандинавия решила вылить на меня весь дождь, который недовылила за эту пару недель.

Заскочить в ИКЕА по пути в порт — бесценно. Нестись оставшиеся 20 км по пробкам за полчаса до окончания погрузки — глупо.

Кстати, на родине ИКЕА товары ИКЕА дороже на 20%, чем в наших ИКЕАх. Как-то так.

—Паром Stockholm, Sweden — Riga, Latvia

Каюта в этот раз без окна (дешевле на пару десятков евро). Завтрак — так же бесподобен и обилен.

Литровая бутыль — тот самый норвежский аквавит Linie, который с 1805 года два раза пересекает экватор. Уверен, гадость та ещё, взял на новоселье.

—Home sweet home!

У самого лёгкое удивление, но я таки дома 🤪 Вкратце технические итоги поездки таковы:

1. Мопед — ай да молодец! Свою сотню бежит (под горку или с попутным ветерком). Если сильно надо — получается 500 в день. Можно, наверное, и больше, но явно не каждый день и, пожалуй, только если очень сильно надо.

И да, удовольствие от езды получается только на дорогах европейского качества. За последние 100 км кишки вытряслись сильнее, чем за всё путешествие.

Единственная доставшая неприятность — проблема с автоматическим обогатителем. Он с новья нормально не работает — то холостые не падают ниже 4 тысяч, то глохнет. Почитал форумы — оказывается, эта хрень идёт как расходный материал, вроде и 200 рублей, но качество никакое. Радикальный способ — переделка на ручной, с олдскульным тросиком. Им, однако, и займусь.

Из мелких неприятностей — каждые 2500 — 3000 км раскручивается (законтрогаеная!) рулевая колонка. В полевых условиях… чинится с помощью длинной отвёртки, молотка, такой-то матери и небыстрой сборки-разборки пластика. Надо соорудить облегчённый и укороченный спецключ.

По эргономике есть пара доделок. Перед следующим пробегом, если он будет — доделаю. Воистину — пока не попробуешь, хрен поймёшь, как оно лучше.

2. Жарких дней было три штуки. Один в Риге, два в Стокгольме. Потом началась зима. На севере Норвегии однажды +5 было днём, ночью — почти каждый день. Хорошо, что было что на себя надеть. Без накидки и мотоботинок (которые взял в последний момент) пришлось бы возвращаться. Кожанка, хоть на вид и понтовая, на деле оказалось совершенно бесполезной — тепла ноль, намокает и продувается, при температуре ниже 20 градусов нужно одевать что-то поверх. Нужен мембранный костюм со съёмной подстёжкой, желательно соединяемый в комбез. Заодно пятая точка в дождь мокнуть не будет. В шлем open face, при всём вроде бы удобстве, в сильный дождь вода попадает на визор изнутри, да и шумноват. Модульник?

3. Багаж — его было слишком много из-за палаточных дел. В странах с ненорвежскими ценами на жильё можно обойтись без боковых кофров, тем более, что они сами по себе неводонепроницаемые, а если надеваешь чехлы — в сильный дождь в них наливается по два литра воды. Кабы разориться на новый гивик на 56 литров — ух была бы красотень.

Да уж, скептик скажет — ко всему вышеописанному надо бы ещё выкинуть мопед и купить F800GS, но тут точно не соглашусь 🤣

По поводу нетехнических аспектов — ой, не зря. Норвегия — это очень круто. За видами, взрывающими мозг — в Намибию и Норвегию, ребята! Надо было бы, конечно, запланировать Нордкап и Лофотены, но — всегда что-то остаётся на потом, пусть останется и теперь.

À suivre, défenitivement…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *