Затарившись по пути горяченькими салтеньяс, пачкой печенья и бутылкой колы, добрался пешком до лапасского автобусного терминала. Зарегистрировался. В кои-то веки у меня первое место (первый ряд сидений, место у окна). Автобус и так солидный, а тут еще такая везуха.
Разговорился с соседкой — немолодой толстухой-американкой. Профессор-этнолог из Айдахо, живет в Куско год, пишет книгу, ведет группу американских студентов. Рассказала о сложностях с боливийской визой — блин, не в бровь, а в глаз.
Проставляя выездной (!) штемпель в паспорт, пограничник обнаружил, что мне необходима виза второго типа, за 40 долларов с возможностью покупки на границе. Пытался спорить, но потом вспомнил, что этой действительно так. А то, что не заставили купить при въезде — лопухи.
А я лопух, что с собой взял только 20 долларов. Обежал все боливийское приграничье — нет банкомата. Сбегал в Перу — тоже нет банкоматов. Паспорт-то мне отдали, более того, с выездным штампом, и было сильное желание плюнуть, не возвращаться и за визу не платить. Однако перспектива оказаться в черном листе боливийских пограничников не обрадовала. Я однозначно сюда когда-нибудь вернусь.
В толчее из людей и дурацких велорикш случайно столкнулся с моей соседкой-профессоршей. Та прямо обрадовалась возможности помочь, вот добрая душа. Одолжил у нее 200 песо до Куско, побежал назад в Боливию. Мой паспорт обогатился еще одной красивой бумажкой.
Встал в очередь в перуанскую миграционную службу. Автобус стоит под парами. Водитель, увидев, что я торчу в самом конце, протолкнул меня без очереди. Пограничник опять, как тогда в аэропорту, долго разглядывал паспорт. Ну не нравится им отсутствие пластика.