НаЛаргусеСквозьМонголию |
Утром встречаемся с нашим монгольским другом и боевым товарищем Энктуром. Встречаемся за аэропортом, на новой мотокроссовой трассе. Энктур тренирует сына. Сын уже потихоньку шпарит.
Тут же встречаем моего старого знакомого, многократного призёра Rally Mongolia и двукратного участника ралли Dakar, Хаму Намчина. Оба раза Хама не доехал, в этом году поедет за венгров на LC200. Тем не менее, тренируется на мотоцикле — так привычнее:)
Хама хвастанул новой двухтрубной хондой-450 с подвеской за 9 тыс.уе.:) Чуть позже подъехал монгольский чемпион по мотокроссу Халиунболд, показал, как надо шпарить.
С удивлением (иногда на получается следить) узнал, что в прошлом году на Дакаре финишировал ещё один хороший знакомый — Болдбатор. Так что у Монголии очень быстро, буквально на второй год участия появился свой финишер, с чем мы его заочно и поздравили. 60-е место из 200 стартовавших — прекрасный дебют, чего уж там. Хама в 2014-м сошёл на четвёртом этапе. Знакомо мне понятие «четвёртый этап».
Фоткаемся на память, договариваемся вечером поесть мяса, и ретируемся в город.
У нас теперь есть план по дальнейшему путешествию. Мы решили проехать по местам боевой славы советско-монгольских войск: Халхин-Голу нынче — 75 лет. Навигатор показал нам чуть больше 2000 км с учётом возвращения через Верхний Ульхун. В тот момент мы наивно полагали, что худшие дороги Монголии уже позади:)
Начали с традиционного посещения памятника советским воинам на горе Зайсан. Порадовались отремонтированной лестнице и новым табличкам на трёх языках.
Посетили великолепный музей Г.К. Жукова. Жуков — национальный герой Монголии, в монгольской истории занимает прочное место рядом с маршалом Чойбалсаном. Подписи в музее — в том числе на русском, включили фильм на русском языке. Сообщил тётке-экскурсоводу, что вырос на трёх фильмах о Халхин-Голе: «Приказ огня не открывать», «Приказ перейти границу» и «Через Гоби и Хинган». На что получил от неё поправочку про то, что «Через Гоби и Хинган» — фильм не о Халхин-Голе, а о разгроме японцев в 1945-м:) Фотографировать в музее можно за отдельную плату.
Прогулялись по центральной площади. Уланбатор здорово изменился с момента моего первого визита в памятном 2005-м. Да и с крайнего визита в 2011-м — тоже изменился. Новые спальные районы, красивые высотки. Не узнать город, молодцы!
День пролетел как-то незаметно и вот мы уже поедаем мясо в столь же приятном заведении «BD Mongolian Barbeque» в компании двух дорогих друзей — Энктура и Жаги. Жага, будучи «пенсионером» 58-го года рождения, продолжает гонять на Rally Mongolia, а в этом году занял 5-ое (!) место в мотоциклах!!! У Энктура не получилось поучаствовать в этом году, но если бы поехал — приехали бы как обычно, с Жагой вместе:) Благодаря этим ребятам я пришёл в самый любимый вид спорта и жил этим спортом шесть упоительных лет, пока путешественник окончательно не убил во мне мотоциклиста. Спасибо, Энктур и Жага!
Выпив утреннего кофе в ГУМе, стартуем в Чойбалсан. Асфальт более-менее приличного качества идёт только до Ундурхана.
От Ундурхана — грунтовка по бескрайней степи. Только на кочках замечаем, что где-то сломали передний правый амортизатор. Решаем, что теперь дороги назад нет и шпарим дальше.
Ночь застаёт нас посреди степи около странного сооружения. Поверьте, в кромешной тьме эта ступа 11-го века выглядела таинственно и жутковато. Древнее в Монголии вряд ли что найдёте. Утром просыпаемся от того, что машина покачивается — местные коровы обрадовались возможности почесаться о бампер и зеркало. От того, что в чесалке живут люди, коровы просто ошалели и разбежались кто куда:)
На въезде в Чойбалсан фотографируемся около памятника с танком. Заправляемся 95-м. Находим кафе с вкуснейшим хушуром. Уточняем дорогу до мемориала советским лётчикам — он расположен на выезде из города.
Приятно удивлены свежей краске и вообще ухоженности мемориала — поработали наши военные из Кяхты.
На выезде из города упираемся в закрытый полицией мост — идут военные учения. В бинокль разглядели российский флаг над БТРом. Загнали машину в тень под дерево и полтора часа прокемарили под адовый грохот то ли «Градов», то ли «Смерчей». Впереди — 340 километров по степи до самого восточного города Монголии — Сумбэр, что на реке Халхин-Гол (по-монгольски — Халх Гол).
Самая безлюдная дорога Монголии — за день встретилось не больше десяти встречных машин. Ну и самая неважная грунтовка Монголии, по крайней мере за эту поездку — глубокие колеи, продавленные тяжёлой техникой в мягком грунте, превратились бы в проблему для обычной легковушки, но Ларгус справился на удивление без потерь. Зацепили пузом, чтобы вот конкретно — ну раза три.
Пару раз нас останавливали пограничники — приграничная зона, до Китая — пара десятков километров. Удивились многочисленным нефтяным вышкам-качалкам (а Жуков-то и не знал, за что воевал). Теперь стало понятно, кто продавил такие колеи — нефтевозы, увозящие нефть в Китай.
Ближе к ночи дорога стала постепенно превращаться в болото. По крайней мере, нам так показалось. Заночевали посреди степи, просто свернув в траву от дороги на пару метров.
Долго ли, коротко ли, но ближе к обеду следующего дня прибыли в конечную точку нашего эпохального автопробега — на Халхин-Гол!
Монумент, посвящённый той войне — огромен и внушителен. Ощущения — почти как в Брестской крепости. Не догадываясь заранее, мы приехали на Халхин-Гол 26-го августа: именно в этот день 75 лет назад была окружена и разгромлена основная группировка японских войск.
Обедаем бутербродами с кофе на берегу Халхин-Гола.
Музей Халхин-Гола — на ремонте, тем не менее, проникаем внутрь. Мужичок с сильным алкогольным амбре проводит нам мини-экскурсию и разрешает пофотографировать.
Среди многочисленных фотографий находим одно фото с Героем Советского Союза, Виктором Георгиевичем Раховым. На фото улыбающийся лётчик обсуждает прошедший воздушный бой с группой сослуживцев. Виктор Рахов был смертельно ранен в воздушном бою над Халхин-Голом 27-го августа, уже, фактически, после победы. Именем Героя названа улица в Чите.
Заправляемся… 95-м, он есть даже в Сумбэре. Наш автопробег завершается — ночуем по дороге от Чойбалсана до пункта пропуска «Верхний Ульхун». По пути пробиваем колесо об раздолбанный деревянный мост. Сама дорога, кстати — отличнейшая грунтовка.
Верхний Ульхун — один из самых убогих погранпереходов в мире. Даже между Эфиопией и Сомалилэндом всё проходит в сто раз быстрее. При наличии всего двух машин перед нами ждали заезда четыре с половиной (!) часа. Потом заставили вытащить для досмотра всё барахло их машины, включая подушки.
Под вечер, заклеив запаску в Дульдурге, заехали в Читу. Итак.
9’800 км.
Вытекли передний правый и задний левый амортизаторы.
5 проколов заднего правого колеса.
Суперкомфорт и удовольствие от путешествия.
Если кто-то будет загибать пальцы про «экспедицию» в Монголию, возможную только на колонне подготовленных джипов — смело ссылайтесь на разрушителей мифов нас:) Согласен, чтобы заехать вглубь, машина нужна посерьёзнее, но наша цель — доказать, что такой пробег на такой машине возможен в принципе. Уверен, что при желании и на Ларгусе можно посмотреть побольше, но времени нужно побольше.
Lada Largus — МАШИНА!:)
Молодцы оба!:) 10000 км. для семейной пары — это круто!:)