С утра, пробираясь на лодке к кампучийской границе, попутно посетили рыбную фабрику. Микроскопический аналог многокилометровых аквариумов-клеток для семги в Северном море. Клетка размером с дом, где живут рыбы (вида catfish, по-русски не поняли, что за рыба), сверху стоит дом, где живут фермеры. Еще посетили поселение нацменов Чам. Чам исповедуют ислам, учат детей арабскому. Мужчины ходят в типа юбках, а женщины — в платках. Девочки выбежали к туристам, предлагая купить нехитрую выпечку. Поднимаем глаза вверх, читаем надпись на листке бумаги — мол, не покупайте у детей печенье, оно просроченное и у вас будут колики:) Происхождение листка непонятно. То ли местные совсем ни бум-бум в английском и не знают, что там написано, то ли их обязали его не снимать. Девочки стояли до последнего, а отцы семейств стояли рядом и чесали репу по поводу резко упавших продаж тухлого печенья:)
Приплыли к границе Кампучии. По поводу названия — я видел местную карту и слышал по радио, как местные называли Кампучию Кампучией. Так вот Cambodia — название английское, Cambodge (кам-‘бо-джа) — французское, а русское название, стало быть, Кампучия. А Камбоджей Кампучия стала в результате равнения России на западные ‘ценности’. LP говорит, что кхмеры называют свою страну Кампучией, а для не-кхмеров это название плотно связано с Пол Потом.
Оплатив 20 долларов за визу плюс 2 доллара за суету гиду, отдали ему паспорта и бумажки и засели на часок в ресторан есть бананы по полдоллара за штуку. Что делать — граница, да и донги с той стороны уже не нужны. Попутно наблюдали, как Меконг кормит рыбаков. Один стоит на веслах, другой забрасывает сетчонку. Каждое второе вытаскивание — килограмма 2-3 рыбы. Высокие технологии не нужны — живут так тысячу лет.
Отдельно про весла. Гребут азиаты хитро, весла толкают, а не тянут, как мы, и не вынимают их из воды, и они у них на веревочных петлях. Рыбаки во Вьетнаме для постановки сетей и для связи большой лодки с берегом используют хитрые круглые лодки, похожие на скорлупку от грецкого ореха диаметром метра полтора-два, причем гребут одним веслом, перекладывая его в веревочной петле с одной стороны на другую. Скорость при этом — не хуже, чем на нашей надувнушке.
Прошли пару шлагбаумов, поставили штампы, сели в другую лодку. По берегу шел ничуть не изменившийся с переходом границы пейзаж — грязноватые сарайчики на сваях у воды, лодки, рыбаки. Одним словом, культура вдоль Меконга одинакова и не особо зависит от национальности. Большая река кормит кучу людей.
В обед приехали в Пномпень. Побродили по городу, уже в сумерках дошли до королевского дворца. Город понравился перпендикулярными улицами и несайгонским трафиком. Поглазели на сотню людей, занимающихся аэробикой прямо на дворцовой площади. Сделали пару фоток. Доковыляли домой. Бухнулись спать.