К открытию перехода уже были на границе. Отстояли небольшую очередь, заплатили небольшие деньги и получили спецбумажку, годную только для посещения Копана (типа наших забайкальских списков). Документами на машину никто даже не поинтересовался. В паспорта поставили красивый бутафорский штемпель «Руины Копана».
В 10 километрах от границы — уютный гондурасский городок Руины Копана с одноименной достопримечательностью всего в полутора километрах от центра городка. Заселились в гостиницу и побежали смотреть руины. Пошли пешком, когда поняли, что надо бы на машинке — было уже лень возвращаться. Климат — традиционная для ЦА душегубка.
Копанский билет «все включено» (сами руины, музей и прорытые археологами туннели) стоит ни много ни мало аж 37 долларов. Руины посмотреть стОит однозначно, туннели и музей — так себе. На входе догнали двух американцев с гидом, предложили им попилить деньги на гида пополам, те согласились.
Гид оказался обстоятельным малым с отличным английским. За относительно небольшую экскурсию мы узнали все про Восемнадцатого Кролика, систему счисления майя и собственные теории гида по поводу численности копанского населения:) Радует, когда попадается гид, любящий свое дело.
Особо запомнилась история с игрой в мяч (juego de pelota). В многочисленных откопанных поселениях майя по всей ЦА присутствуют поля для этой игры, не дожившей до нашего времени. Поле выглядит своеобразно — две каменные плоскости, наклоненные наподобие желоба, между ними ровная площадка. Играли вроде бы всем, кроме кистей рук (в ход шли ноги, колени, туловище и даже локти, но не руки). Мишень, куда надо было попасть (отверстие, сделанное в камне) — смехотворно мала и расположена весьма далеко от игроков). Но самое главное — не это.
По итогам игры одна из сторон… приносилась в жертву богам. ПРИЧЕМ! Если в доклассический период майя на плаху отправлялись проигравшие, то в классический, более поздний период — ПОБЕДИВШИЕ (!!!) Можете себе представить, как играл бы питерский «Зенит», если бы заранее знал, что победителей принесут в жертву?:)
Но, как и в случае с инками, налицо отличный от нашего подход к сущности человеческой жизни, мироустройству и пр. и пр. Ведь родственники принесенных в жертву безмерно этим гордились и даже слегка приподнимались по социальной лестнице (!)
Гид не раз и не два приводил в пример мэлгибсоновский «Апокалипсис» в качестве довольно добротного и исторически обоснованного фильма про культуру майя. Намешано, по его словам, там предостаточно, включая ацтеков вместо собственно майя, но примерное представление о нравах тех времен все-таки дает. Фильм помню смутно, вернусь — предметно пересмотрю.
Отпустив гида, полезли по туннелям. Майя часто строили новые храмы поверх старых. Внутри иной пирамиды или храма археологи находили более пяти (!) построек. Для исследования «встроенной» архитектуры и используют туннели. Ничего особенного внутри мы не увидели, но разик глянуть вполне можно.
Музей довершил картину человеколюбивого государства майя злобными масками, рукотворными черепами и прочей фигней. Бррр! Если бы кому из нас суждено было родиться майя, да простого сословия… Не позавидуешь. В мяч и тот просто так не поиграешь:)
Родишься рангом повыше — тоже нифига хорошего. Для придания «божественной» формы черепам, головы детей с детства стискивали спецдощечками, чтобы вырастали яйцеголовыми модниками, отличными от простолюдинов.
Надо отметить, что цивилизация майя закатилась задолго до конкистадоров. Жалкие остатки былой империи дали не особо жесткий отпор коварным испанцам, прежде чем окончательно распылиться, ассимилировавшись с кем попало. Особо ретивые испанские священники, дабы искоренить ересь, уничтожили и так немногочисленные артефакты письменности майя, на века похоронив саму возможность расшифровать и понять их историю. Почувствовал гордость за главного дешифратора письменности майя — русского гения Кнорозова, утершего нос маститым буржуйским и беглым русским исследователям. Уже после расшифровки довелось ему таки побывать в Гватемале и в Мексике — на дворе стоял 1990-й. Посмотрел, да вскорости и умер, дав своей деятельностью мощнейший толчок историкам и археологам.