Проснулись в очередном вьетнамском городе Хой Ань. Старый город Хой Аня включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Купив билет за 5 долларов, получаешь право зайти в один из 4 музеев, один из 3 дворцов (assembly hall, точно не знаю, как переводится), один из 4 домов-музеев, где живут люди и можно посмотреть, как они живут, и посетить крытый японский мост.
Позавтракав, выдвинулись в старый город. Погода, чуть ли не впервые во Вьетнаме, поначалу дождила, но потом позволила получить удовольствие от прогулки. Пару раз даже казалось, что вот-вот выглянет солнце.
Узкие улочки, полные туристов и местных, смесь китайской, японской и европейской архитектуры, ароматы Индокитая из уличных харчевен. Пока пили кофе на втором этаже одного из заведений, с видом на реку, представил, что вместо моторов у лодок паруса, а вместо мопедов — лошадки и ослики, случилось чудо — на миг показалось, что путешествую я не в 21-м, а в 19-м веке. Вряд ли что-то еще сильно изменилось с тех пор в этом городе, остановившем время. Разве что туристов было поменьше, да опиекурилен побольше.
Одним словом очень понравилось. Понравился закопченый дедок, улыбающийся во все три зуба и беззлобно просящий за фотографию пару тысяч донгов. Понравилась тетка-пиратка, с которой мы отправились в путешествие по реке, и которая даже дала нам порулить. Понравилось просто гулять взад-вперед. Понравилось отсутствие дождя.
Однако, после обеда циклон опять победил, и мы побрели в сторону отеля, рассчитываться за проживание и готовиться к ночному переезду в Нха Транг. По пути затарились связкой бананов и килограммом мандаринов, все за 60 рублей.
За ужином перед отъездом случилась небольшая дискуссия по поводу вьетнамской кухни. Постановили, что не особо нравится она нам по нескольким причинам. Вьетнам — бедная страна, что сказывается на размере порций и на их цене для туристов, а также на количестве мяса в еде. В Халонге и Ханое нам довелось попробовать супчик из ‘травы для бедных’, похожей на нашу лебеду военных лет. Вьетнам относительно недавно свернул с правильного пути в демократию (они до сих пор СРВ), что сказывается на слегка рваческом отношении к иностранным туристам, в частности, явно разных ценников для местных и для буржуев. Ну и в принципе, кухня не особо зкзотическая, довольно пресная, зато предоставляет простор для соусов, особенно чили. Сильная половина нашей команды уверовала в антисептичность чили-соуса и потребляет его конскими по читинским меркам дозами.
Отдельное слово надо сказать о влажности. От нее никуда не убежать. ВСЕ сырое. Спасают только кондиционированные спальные автобусы, где иногда кое-что успевает высохнуть за ночь, ну и прачечные, от которых ждешь даже не чистоты, а сухости:) Оказывается, некоторые вещи, если они сырые уже неделю, могут завонять ОЧЕНЬ жестко. Последнее ноу-хау по этому поводу — подвешивать одежду на вешалках прямо к кондиционеру, с обдувом, направленным вниз. Сохнет здорово.
Сели в автобус до Нха Транга с надеждой на лето, на номер с видом на море и на возможность высушить наконец-то вещи. Правда, обнаружилось, что автобус — самый худший из всех трех, в которых мы уже успели поездить. Сиденья не регулируются по высоте, сам лежак повторяет прокрустово ложе, а толщина матраса минимальна. Кое-как скрючившись, отбились.